Главная » Статьи » Мои статьи |
1. Правильно выбирайте аудиторию Я никому не отказываю, просто те, кому не интересно, не задерживаются и быстро «отваливаются» сами. Хотя, нет – не совсем так. Отказываю. Дети должны быть эмоционально и морально подготовлены к занятиям, это очень важно. Первый класс не беру в принципе, как бы родители и дети не хотели. Они только из детского сада, нет ни дисциплины, ни понятий, идет перегруз по другим предметам, поэтому не до робототехники. Основной контингент - второй, третий класс, их можно всерьез увлечь, им это интересно. Я заходил в восьмой класс, они перспективные, но работать не хотят. Не заложена в них эта тяга к работе, к тому, чтобы что-то смастерить своими руками. А почему? Да потому что у них папы у всех менеджеры. Начинаю спрашивать: «Кто умеет паять?». Два-три человека поднимут руку. Спрашиваю: «А кто тебя учил?». Отвечает: «Дедушка». Но дедушки не у всех есть, и уж, тем более, не все дедушки паяют. Я приучаю детей мастерить что-то своими руками. Есть конструкторы Lego, которыми все школы завалены. Там все очень просто: пришел, скрепил «на соплях», программу написал - оно поехало. Но я с ними не работаю в принципе. Работать на программном обеспечении, разработанном в середине прошлого века – анахронизм. Есть современные программы, которые позволяют транслировать алгоритмы, написанные в привычных элементах, о которых рассказывают на уроках информатики. Детей не нужно учить тому, что никогда не пригодится. Для создания механических узлов роботов, использую свой, авторский конструктор. Заказываю его в Зеленограде. Детальки – это планочки с дырочками и все скрепляется винтами. Новое –это хорошо забытое старое. Такие металлические конструкторы продаются в магазинах игрушек, но они совсем уж для малышей, потому, что без мотора. На роботов мы ставим моторы, и делаем к ним пульты управления. В результате они получаются мобильными. Во-первых, выходит в разы дешевле, и во-вторых, дети учатся работать с винтами и гайками. Когда они только приходят - не знают: чем болтик от винтика отличается. Еще я учу детей электронике. Мы берем макетные платы, проводочками соединяем детальки, и они знают: как эти детальки функционируют, что нужно сделать, чтобы все заработало и поехало. Да, возможно, наши роботы уступают крутым радиоуправляемым китайским моделям. Но. Китайская игрушка сломалась - ее только выкинуть. А нашу ребенок ее сам починит, потому что он знает, как она работает. Мы собираем из конструктора такое подобие кентавра: туловище, голова, уши из пластин, две руки, вытянутые вперед и планочка между ними. Получается рама. А сзади - небольшой квадратный кузов, как у грузовика. Все это ставится на моторы с колесами, делается пульт дистанционного управления на проводах. Пульт с четырьмя кнопками. По две кнопки «вперед – назад» для двух двигателей. Делать робота просто ради того, чтобы сделать, детям неинтересно. Важно придумать какое-то соревнование, развлечение. Иначе интерес пропадет. Ставим на противоположные края стола два робота, в кузов кладем два мяча из бумаги, смотанные скотчем. Нужно довести мяч до края противника и сгрузить его, либо сбросить руками робота мяч противника. Еще одно испытание - черным маркером рисуется извилистая линия и нужно проехать так, чтобы линия всегда была между колесами. Съехал – штрафные очки. Мы в прошлом году такие соревновании проводили среди нескольких школ. Главная штука, которую я придумал – имитация лунохода. Тот же робот с тем же дистанционным управлением, но на него ставится веб-камера. Ребенок смотрит на экран ноутбука и видит только кусок дороги перед роботом. Вместе с учителем рисования мы сделали лунный ландшафт – кратеры, ямы. Нарисовали на вертикальной доске лунный горизонт: земля всходит и звездное небо. Полная иллюзия присутствия на Луне. Для прохождения испытаний нарисовали черную линию вокруг кратеров. Ребенок ставит робота на этот участок, садится за ширму, через ширму перекидывает провода веб-камеры и пульта дистанционного управления и «едет» по этой линии, глядя только на монитор. Получается луноход на 100%. Сейчас непросто найти детей по-настоящему заинтересованных. Все метят в менеджеры, а в робототехнике надо не только думать головой, но и делать руками. Интерес надо разжечь. Можно, конечно, повесить объявление о том, что проводится набор в кружок, но это не срабатывает. Я прихожу в класс со своими роботами, показываю - как они двигаются, как соревнуются. Глаза загораются, лес поднятых рук. Ребята приходят в кружок и начинают работать. В среднем на занятии бывает от пяти до десяти человек. Но больше десяти уже тяжело. А уж рекомендуемые пятнадцать человек – это перебор. Люди, которые это рекомендуют, наверное, сами давно не проводили занятий и забыли, что это такое. Это означает, что кто-то стоит и долго ждет, пока на его вопрос учитель ответит. Либо до него очередь вообще не доходит. Качество падает, и результат становится плачевным. Я технарь, у меня нет педагогического образования, многое делаю интуитивно. На мой взгляд, самая главная педагогическая методика – это внимательное отношение к детям. К каждому подойти: на чем мы остановились, чего мы делаем, к чему мы стремимся? Нужно, чтобы они чувствовали, что рука учителя «лежит на плече». Еще надо держать темп занятия, чтобы ребята были заняты, тем, о чем идет речь. Только двое заговорили, сразу одного из них спрашиваю: а как бы ты решил этот вопрос? Надо их подводить к тому, чтобы они сами мне рассказывали, как все работает. Я всегда рассказываю родителям: в прошлом году на совещании ректоров московских вузов говорилось: «Мы берем в вузы не тех, кто хочет еще 4-5 лет просидеть на студенческой скамье, на родительской шее, а тех, кто что-то знает, умеет и хочет знать и уметь еще больше. Поэтому при одинаковом количестве набранных вступительных баллах, мы отдадим предпочтение тому, кто принесет и покажет, что он сделал своими руками». | |
Просмотров: 604 | |
Всего комментариев: 0 | |