Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Согласно общему мнению, школьники должны быть определенным образом ознакомлены с новыми информационно-коммуникационными технологиями и их влиянием на личность, общество, экономику, промышленность и бизнес. Система образования обязана подготовить каждого к жизни в современном мире и помочь ему ориентироваться в новой среде. В связи с этим учебные планы и программы независимо от ступени обучения и возраста учащегося должны быть соответствующим образом соотнесены с происходящей на наших глазах технологической и информационной революцией и ее последствиями. Ступени обучения в школе определим как начальную, среднюю (предпрофильная) и старшую (профильная).
Современное общество, в огромной степени зависящее от информационной технологии во многих средствах производства, частной жизни и досуга, вправе ожидать, что школа возьмет на себя обязанность ознакомить учащихся школы с различными формами применения компьютера. Такое ознакомление должно включать в себя умение использовать некоторые функции компьютера в повседневной жизни: работу с текстовой информацией, моделирование, экранное форматирование, поиск файлов с необходимыми данными, пересылкой информации, кроме того, оно распространяется также на определенное развитие навыков работы с клавиатурой. Следовательно, наиболее важной частью программы для начальной ступени следует считать требования развития таких навыков обращения с вычислительной техникой, без которых нельзя обойтись в современном обществе, то есть до всякой специализации каждый школьник в соответствии с задачами нового предмета обязан овладеть коммуникативными умениями и элементами логического мышления. Это будет пропедевческий этап.
Для тех, кто специализируется в области новых технологий, уже не секрет, что для старшей ступени разрабатываются специальные курсы, называемые элективными, позволяющие рассматривать определенную форму профессионализации выпускных и предвыпускных классов. Это позволяет считать их средством более глубокого изучения основ тех школьных дисциплин, которые избираются учащимися в связи с продолжением образования в предполагаемой профессиональной области. Кроме того, содержание многих школьных дисциплин сейчас пересматривается, а их курсы перестраиваются с целью включения в программы подходящих тем с использованием современных средств мультимедийного характера и информационно-коммуникационных технологий, как для обучения, так и с целью обучения. Хорошо спланированная программа, должна обеспечить каждому учащемуся участие в системе учебных ситуаций, в результате которых он получит необходимый опыт общения с компьютером. В этом смысле наиболее важным может оказаться не столько усвоение отдельных разделов информатики как науки, сколько ознакомление с основами информационно-коммуникационных технологий. Школьники должны научиться понимать значение и последствия применения вычислительной техники в процессах коммуникации, как на индивидуальном уровне, так и на общественном.
Основы такого образования могут быть заложены на начальной ступени, если мы сумеем убедить всех принимать компьютер как часть повседневной реальности, можно сказать как необходимый инструмент для обработки информации. В каждом конкретном случае важно обеспечить условия, при которых ребенок будет вступать в диалог с машиной как в процессе продуцирования своих просьб, инструкций и ответов, так и при восприятии и осознании получаемой информации. Тем более что существенную часть методического вооружения педагога сегодня составляют следующие средства: звучащая речь, звуковые и видео эффекты, графика, в том числе используемая для усиления эффекта от тех или иных элементов содержания. Дружественность условий учебной ситуации, включающей компьютер, уже сама по себе служит достаточным оправданием введения вычислительной техники в школьную практику.
Что касается предпрофильной ступени, то сейчас на этой стадии официально включены программы по «Информатике и ИКТ», которые в дальнейшем станут целостным курсом изучения этого предмета в общеобразовательной школе. Такой курс должен обязательно включать в себя социальные аспекты применения ЭВМ, в том числе защиты информации от несанкционированного использования, указывать на области повседневного использования, предусматривать определенный объем обучения программированию. Наряду с введением специальных курсов или отдельных программ учителя других предметных направлений могут внести свой вклад в компьютеризацию обучения путем включения в программы тех или иных форм использования ЭВМ для обучающих целей. В результате именно благодаря всему комплексу контактов с техникой у школьников должно сформироваться целостное представление о широком круге возможностей вычислительной техники и о месте компьютера в жизни общества. Важным элементом такого обучения является непосредственный контакт с ЭВМ, иллюстрирующий практическую пользу применения техники.
Профильная ступень, должна давать возможность продолжить компьютерное образование при изучении предметов, в рамках которых компьютер применяется для обучающих целей. В учебные программы по некоторым школьным дисциплинам целесообразно ввести специальные формы использования вычислительной техники, образующие законченные учебные модули. Эти «модули» должны быть ориентированы на обязательное применение компьютера на какую-то конкретную форму специализированного (профессионального) использования. «Модуль», рассчитанный на небольшой объем учебного времени, должен представлять собой имитацию реально-практической работы с компьютером. Между тем «имитационный модуль» легко использовать для демонстрации одновременного действия целого ряда конкретных назначений вычислительной машины. Модульный характер могут также носить пакеты программ обучающего типа, ориентированные на индивидуальное использование при повторении пройденного или уточнении того или иного содержания, тем более, что каждая школа имеет такие пакеты программного обеспечения, поставляемые по различным программам компьютеризации школ. Компьютер, используя также возможности графики для усиления и подчеркивания наиболее важных элементов содержания, позволяет, как продемонстрировать сами принципы развертывания процессов (химических, физиологических, структуры демографических тенденций), так и проявить свойственные машинному моделированию ограничения.
В профильных классах специализированные курсы должны быть направлены на гораздо более глубокую проработку содержания и демонстрацию более широкого разнообразия примеров; в них должны войти новые темы, отвечающие требованиям (в том числе и экзаменационным) фундаментального овладения умениями и знаниями, основы которых должны быть заложены на предыдущих ступенях. Вопрос о том, насколько к таким урокам подготовлены ученики, то есть насколько их знания соответствуют тем педагогическим предпосылкам, которые были положены в основу разработки таких курсов, занимает совершенно особое место среди таких вопросов, как педагогическая целесообразность использования пакета программного обеспечения в обучении, или среди вопросов, связанных с содержанием программы курсов. Особую роль в решении этой проблемы играет индивидуализация обучения, так как с целым классом это выяснить гораздо труднее.
А для того, чтобы вычислительный комплекс работал с максимальной отдачей и в школе, и в классе, учитель, ответственный за его использование, должен обладать определенными навыками. С одной стороны, ему нужно уметь работать с программным обеспечением и программными пакетами, чтобы гарантировать успешное усвоение учениками соответствующего уроку материала. С другой стороны, обеспечивать сам процесс обучения. Основными проблемами в создании целостных курсов предпрофильного и профильного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий стали вопросы обеспечения преподавательскими кадрами и развитие интереса школьников к новым дисциплинам. Далеко не всегда кадровые вопросы решаются легко, если учесть что преподавание отдельных курсов должно осуществляться подготовленным специалистом, а такого в школе может и не оказаться.
Любой учитель может столкнуться с такими минимальными техническими трудностями, как изменение яркости изображения на экране, или внезапное отсоединение внешнего устройства от компьютера, или потерей связи с другим компьютером, а также с трудностями, возникающими при работе с программой, которые часто могут быть разрешены простым запуском программы заново. Знание подобных основ устройства и использования ЭВМ необходимо всему персоналу, участвующему в образовательном процессе, независимо от предметной специализации, поскольку учителя других предметных направлений сталкиваются с неумением использовать современную компьютерную технику не только на практике, но даже как средства подготовки к своим урокам. Тем не менее, сегодня уже можно указать на ряд примеров разработки учителями не специалистами в области информатики, чрезвычайно удачных элективных курсов.
Сегодня новые дисциплины составляют неотъемлемую часть обучения каждого школьника, и акцент на реальные потребности учащегося становится более ясным. Учитель должен уметь модифицировать или адаптировать существующий пакет программ по своему усмотрению. Нельзя недооценивать роль учителя в процессе спецификации программы, поскольку необходимо, чтобы такая программа отвечала педагогическим целям. Как только учитель установил преимущества конкретного пакета и убедился в том, что он позволяет излагать материал в соответствии с определенными требованиями, следующим шагом станет подготовка документации, касающейся педагогических аспектов работы с пакетом. Учителю необходимо написать инструкцию, как следует использовать программу не только ученику, но и описать возможные способы ее применения на уроке. Составной частью подобной документации являются комментарии к уроку, бланки заданий, а также некоторые указания относительно предварительных знаний и навыков учащихся.
Независимо от созданной в школе системы обслуживания ЭВМ, должны быть четко установлены обязанности и определена ответственность, возлагаемая на всех тех, кто в той или иной степени связан с работой вычислительного комплекса. Для того чтобы ЭВМ работала эффективно и гладко, необходимо планирование и организация таких важных вопросов, как заказ оборудования, согласование работы разных технических устройств и приобретение необходимого программного обеспечения. Нужно требовать, чтобы все пользователи ЭВМ сообщали о возникающих при использовании аппаратуры проблемах или обнаруженных в программном обеспечении компьютера ошибках.
Итак, построение учебного процесса на основе ИКТ с подключением дополнительных возможностей электронных источников информации и телекоммуникационных сетей (как локальных, так и глобальных) предоставляет учащимся и учителям широкий спектр новых инструментов и технологий. Хочется подчеркнуть, что до тех пор, пока школьные учителя в полной мере не ознакомятся со всеми тонкостями информационно-коммуникационных технологий в школе, и ЭВМ, и программное обеспечение будет своего рода довеском к учебному плану и сколько-нибудь ощутимый вклад в образовательный процесс внесен не будет.
Категория: Мои статьи | Добавил: pascal (07.10.2011)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Виджеты на сайт