Главная » Статьи » Мои статьи |
В условиях современной образовательной среды подготовка исследовательской ученической работы, а соответственно, развитие исследовательских умений учащихся, невозможны без применения интеграции в одном процессе когнитивных достижений ряда дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях. Таким образом, развитие исследовательских умений учащихся в обучении представляет собой достаточно сложную задачу, решать которую следует на протяжении всего периода обучения в школе. Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А. И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки, техники, информационных технологий обнаружили недостаточный уровень исследовательских умений и навыков учащихся. Это актуализирует проблему поиска и создания педагогических условий для развития исследовательских умений учащегося в образовательном процессе. В вопросах развития исследовательских умений учащихся в рамках конкретных учебных дисциплин довольно много пробелов. На основе анализа литературы выделены следующие исследовательские умения
Наблюдение, а также мониторинг уровня развития исследовательских умений среди учеников, показали, что ученики испытывают затруднения, выполняя задания по формулировке проблемы, по выдвижению гипотез и формированию выводов, структурированию материала; доказательству и защите своих идей. Вместе с тем, именно исследовательские умения позволяют самостоятельно работать со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; общаться с аудиторией, выступая на конференциях. Очевидна необходимость развития исследовательских умений. В свою очередь основой процесса развития исследовательских умений является интеллектуальная среда, в которой ученик может выйти на более высокий уровень целостности знаний и умений. В своей статье Л.В. Чупрова отмечает, что «Важность проблемы формирования исследовательских умений, учащихся подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др.» [4]. Для инновационного образования главной целью, как записано в декларации ООН, является «сохранение и развитие творческого потенциала человека» [1]. В этом плане интерес представляет список актуальных направлений образовательной инновационной деятельности, сформулированных Р. Курцвейлом, возглавляющим Университет Сингулярности [3]: – Искусственный интеллект и робототехника; – Нанотехнологии; – Биотехнология и биоинформатика; – Медицина и человеко-машинные интерфейсы; – Сети и компьютерные системы; – Энергия и экологические системы. Указанные направления осуществляют интеграцию учебных дисциплин. Создание интеллектуальной образовательной среды, в которой есть шанс подготовить творческих прагматиков возможно при сочетании научно-исследовательской деятельности и средств вычислительной техники. Тем не менее в школе практически не находят отклика интефативные тенденции, характерные для современной науки; научные методы познания не отражаются в учебной деятельности учащихся при изучении естественных предметов. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает им достичь определенных целей: поднять интерес к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. На современном этапе возникает необходимость в организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка в исследовательской деятельности, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. Для определения следующих педагогических условий мы взяли за основу данные психолого-педагогической литературы (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.), а также анализ образовательных практик: 1) работа творческой группы педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности» в целях постановки и планирования исследовательских задач. Работа по организации исследовательской деятельности учащихся в курсе «Основы научно-исследовательской деятельности» является очень важной, так как учащиеся имеют возможность выполнить учебное исследование ознакомившись с основными этапами, характерными для научного исследования, а затем воплотить свои навыки в реальном научно-исследовательском проекте и представить результаты своего исследования на конференции, что является современной возможностью раскрытия творческого потенциала одаренных учащихся. 2) комплектование ученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности в любой предметной области, которое должно проходить при учете структуры способностей учащихся, их познавательном интересе и мотивации. Развитие исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа [1]: а) теоретический, б) практический. На первом этапе основная деятельность принадлежит обучающему, он приобщает учащихся к предмету и выступает в качестве помощника в поисках истины. Самостоятельная деятельность обучающегося реализуется на втором этапе, когда учащиеся должны проводить исследование, формировать, закреплять и оценивать умения.
Примерное тематическое планирование по программе «Основы научно-исследовательской деятельности»
Tакие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Bсе это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. При формировании ученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности, следует придерживаться алгоритма:
Для достижения цели должны быть определены следующие задачи:
3) применение разработанного учебно-методического комплекса (учебная программа, учебное пособие, учебно-методический комплект или учебно-методический комплекс) для проведения экспериментов, анализа данных и построения моделей. Должна появиться необходимость разработки подобного комплекса, учитывающего потребности учащихся, желающих углубленно изучать предмет. Содержание такого комплекса должно охватывать темы, материал которых выходит за рамки школьной программы и рассчитан на учащихся, которые желают углубить и расширить свои теоретические знания по предметам, овладеть навыками начального технического конструирования, развить мелкую моторику, изучить понятие конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе, владеть искусством устной речи и публичного выступления. 4) осуществление взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе в целях оценки и передачи собственного опыта (таблица 2). К числу основных действий, выполняемых при решении проектных и исследовательских задач, мы отнесем следующие:
5) мониторинг исследовательской деятельности. Внедрение в педагогический процесс модели развития исследовательских умений учащихся, и проверка эффективности педагогических условий ее реализации должна осуществляется на установочном этапе.
Для обеспечения правового поля деятельности творческой группы учителей разработаны следующие нормативные документы: положение о научном сообществе, план работы на ближайший учебный год. Данные шаги ведут к достижению запланированной цели структурируя деятельность творческой группы. Реализацию выше приведенного алгоритма следует начать в первой четверти 7 класса, при активном содействии педагога-психолога, классного руководителя или куратора, членов творческой лаборатории. Организатором описанного выше процесса должен стать координатор научного сообщества учащихся. В основе организации исследовательской деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования [2]. Необходимой характеристикой современного специалиста является наличие у него сформированных исследовательских умений, что позволяет ему эффективно работать в быстро меняющемся мире.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 272 | |
Всего комментариев: 0 | |