Главная » Статьи » Мои статьи |
Роль информационных коммуникаций в модернизации системы повышения квалификации учителей
Важнейшей составляющей системы образования в целом является педагогический персонал школ. Для развития профессионализма учителей системы общего образования и преподавателей учреждений среднего профессионального образования, а также руководителей образовательных учреждений этих уровней, они с первых дней работы должны быть включены в систему дополнительного педагогического образования. К настоящему моменту в системе повышения квалификации появилась широкая сеть различных образовательных услуг. Осуществляется частичный переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей, принятую во многих развитых странах. Однако наблюдаются трудности и противоречия, тормозящие процесс развития системы повышения квалификации учителей. Самое существенное, на мой взгляд, это сокращение численности педагогических кадров при острой потребности общеобразовательных учреждений в высококвалифицированных учителях, способных осваивать новые педагогические технологии и проводить обучение на основе личностно-деятельностного подхода с использованием компьютерных и других электронных средств обучения. Улучшить ситуацию может создание мотивирующих стимулов является важным моментом в стратегии увеличения эффективности образовательного процесса. Действенными могут быть следующие стимулы: выдача сертификата, электронное письмо администрации школы, сообщение на форуме.
Слушатели курсов повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования — это специалисты в возрасте периода активной профессиональной деятельности, поэтому систему повышения квалификации работников образовательных учреждений необходимо рассматривать в общем контексте андрагогики — науки об образовании взрослых. Рядом ученых обобщены исследования по проблеме образования взрослых и сформулированы исходные посылки обучения взрослых. К ним относятся следующие положения: - взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе его обучения; - взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности и самоуправлению; - взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег; - взрослый обучающийся обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; - взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; - учебная деятельность взрослого обучающегося детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему; - процесс обучения взрослого организуется в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и коррекции. Важно отметить, что целью занятий в системе повышения квалификации является раскрытие и развитие профессионально-личностного потенциала учителя. Но для этого преподаватель-андрагог должен помочь слушателю увидеть путь его дальнейшего профессионального роста, сформировать индивидуальную профессионально-образовательную траекторию. В связи с этим на первый план выходит проблема совместного (андрагога с учителем) построения индивидуальной профессионально-образовательной траектории работника образовательного учреждения, способствующей его личностному и профессиональному росту, развитию образовательной активности. Общей чертой различных вариантов современных педагогических технологий является изменение роли учащегося. Он становится активным участником образовательного процесса — участником деловой игры, семинара, конференции, дискуссии и т.д. При таком подходе в обучении преподаватель и слушатель находятся в процессе активного взаимодействия. С учетом этого важным условием является выявление профессиональных ожиданий и запросов педагога к содержанию и организации процесса повышения квалификации. Выявлены наиболее значимые для работников образовательных учреждений направления: - обновление знаний по своему предмету, причем, чем выше квалификационная категория и больше педагогический стаж педагога, тем больше у него потребность в новых предметных знаниях; - изучение новых методик и технологий обучения. Низкая мотивация в изучении новых методик была выявлена у учителей, не имеющих квалификационной категории, и учителей со стажем работы более 30 лет; - организация работы с учениками. Для молодых специалистов это вызывает наибольшие затруднения; - получение информации о новой литературе по своему предмету; - повышение квалификационной категории; - получение навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Потребность в изучении ИКТ уменьшается по мере увеличения педагогического стажа. В профессиональной деятельности современного учителя важнейшим становится ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность учителя будем понимать, как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ, а именно: · осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения; · оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения (ЭИОН) и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения; · организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ; · создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении; · осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета. Большая часть процесса обучения, построенного на решении уникальных проблем обучаемого, основана на содействии ему в понимании и формулировании этих проблем. Таким образом, непременным условием полноценного повышения квалификации должна быть самостоятельная работа, нацеленная на решение конкретной профессиональной проблемы. Целью профессионального совершенствования должно стать более полное удовлетворение запросов личности в сфере профессиональной деятельности. На современном этапе развития профессионального образования во всем мире неотъемлемой частью процесса повышения квалификации становятся дистанционные технологии. Заметное повышение интереса к открытому и дистанционному обучению наблюдается в самых разных государствах. К настоящему времени разработано большое количество специализированных сайтов и образовательных порталов для системы образования, баз данных учебно-методического назначения. В этой связи особую важность приобретает вопрос массовой подготовки педагогов к использованию интернет-технологий. Эффективность разработки и внедрения новых форм повышения квалификации педагогических кадров напрямую зависит от степени привлечения к этому процессу образовательной общественности. Учителю нужно обеспечить профессиональное сопровождение его развития не эпизодическим повышением квалификации один раз в 5 лет, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Основная миссия учреждений системы повышения квалификации – обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста учителя. Региональные институты повышения квалификации, муниципальные методические службы через целевые курсы, стажировки, тренинги, мастер – классы, педагогические мастерские могут сегодня удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации. Эту специфическую деятельность другие образовательные учреждения, предлагающие курсы повышения квалификации, в полном объеме не могут осуществлять. Таким образом, можно утверждать, что система повышения квалификации должна стать сегодня центром гуманитарного образования, центром распространения психологической, технологической, содержательной и социально-психологической подготовки, центром общения и межпрофессиональной коммуникации. А это может быть осуществлено только в том случае, если в процесс повышения квалификации и профессиональной подготовки будут широко внедряться информационно-коммуникационные технологии как основной механизм организации непрерывного профессионального образования. | |
Просмотров: 1441 | |
Всего комментариев: 0 | |