Главная » Статьи » Мои статьи |
1:1 - «один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон). BYOD - дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и родная привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований. Интересный совместный проект Samsung, Ростелеком и Орфограф, который делает технологию BYOD доступной — «Электронная школа будущего». E-learning (eLearning) - всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology). Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий. Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования. У нас есть небольшая подборка обзоров на образовательные продукты. А об истории образовательных технологий можно почитать трилогию «Монстры образовательных технологий»: история, идеология, проблемы. LMS - система управления обучением (Learning Management System). Это цифровая среда для учителя, которая используется для разработки и распространения учебных материалов — для публичного или совместного доступа. LMS-системы позволяют создавать задания, назначать их отдельным ученикам или группам, работать над проектами и следить за ходом их выполнения, создавать малые рабочие группы для общения и обсуждения. Наиболее известный пример — Google Classroom. Обычно, когда говорят об elearning, сразу думают о MOOC. MOOC — это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses), один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности: асинхронность процесса обучения; учебный материал доставляется в видеоформате; сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников. OER - открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources). Это цифровые учебные материалы, выкладываемые в публичный доступ и распространяющиеся по открытой лицензии. Это могут быть и материалы для учителей, и контент для учеников: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Сам факт предоставления своих наработок в открытый доступ — это большой шаг и плюс к репутации для любого образовательного учреждения. Активное обучение - отнюдь не новый подход; но сегодня у него появились новые смыслы. Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности — в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов. Сейчас активное обучение осуществляется гораздо проще и эффективней благодаря распространению обучающих веб-технологий, сервисов презентаций и создания видео, блогов и социальных сетей. Андрагогика - педагогика взрослых — область научного знания в системе педагогических наук, которая занимается теорией и практикой образования взрослых на протяжении всей жизни. Асинхронное обучение - MOOC — идеальный пример асинхронного онлайн-обучения, когда всю ответственность за прохождение курса берёт на себя пользователь, а преподаватель в большинстве случаев остаётся за кадром. Ещё примеры асинхронного обучения — подкасты. Курсы в онлайн-университете iTunes U — типичный и популярный пример асинхронных образовательных сервисов. Геймификация (игрофикация) - применение подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлечённости игроков, в неигровых процессах: награды, бейджики, уровни мастерства, создание единой истории. Геймификация часто применяется в реализации коммерческих продуктов; а в образовании некоторыми элементами такого подхода пользовались уже давно учителя младших классов и дошкольных учреждений. Дифференцированный подход - это не столько целостная стратегия преподавания, а методология процесса. Дифференцированный подход предполагает разработку специального образовательного контента, практик и продуктов (учебников, приложений, сервисов), учитывающих уровень подготовки и достижения групп учащихся. Этот подход не предполагает, что для каждой категории учеников будут составляться различные задачи — но задачи различного вида и сложности будут поставляться им тогда, когда они будут к этому готовы. Этот подход очень близок к персонализированному и индивидуальному подходам. Дистанционное обучение - этот термин был известен задолго до появления информационных технологий и возможности обмена информацией в вебе. Вообще дистанционное обучение предполагает взаимодействие ученика и учителя на расстоянии. Раньше это было возможно сделать по почте — ещё в XVIII веке в Европе студенты могли получать по почте учебные материалы и переписываться с педагогом. Появление радио, телевидения, а потом и веб-технологий вызвало всплеск популярности дистанционной формы обучения. Сейчас обучающие теле- и радиопередачи сменились онлайн-курсами и подкастами. Индивидуальный подход - основа основ гуманистической педагогики. Подход, учитывающий особенности личности, уровня развития, социальных условий ученика. Крайне важны принципы индивидуального обучения в коррекционной педагогике. Инклюзивное образование - система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями. Принципы инклюзивного образования ценны для коррекционной педагогики, создания дистанционных методов обучения, реализации адаптивного и персонализированного подходов. Инклюзивное образование — это теория реструктуризации школ и образовательной системы, их переосмысления. Это наши мечты о неунифицированной школе, принимающей всё многообразие учеников, учитывающей возможности каждого, позволяющей учиться так, как удобно, а не так, как принято. Интерактивность - сейчас каждый первый появляющийся на рынке цифровых образовательных технологий сервис обязательно говорит о своей интерактивности. Интерактивность — это такое условное понятие, раскрывающее двусторонний характер взаимодействия между элементами системы. Интерактивная игра — это игра, предоставляющая игроку немедленный отклик. Любая подвижная игра интерактивна. Игра с компьютером в шахматы — тоже. Разгадывание кроссворда — неинтерактивно. Когнитивное обучение - такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии — с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы. Главное в этом обучении — понимание собственной способности выполнить задачу и построить стратегию решения проблемы. Конструкционизм - не путать с социальным конструктивизмом! Подход конструкционизма развил Сеймур Пейперт, выдающийся педагог, математик и программист. Конструкционизм — это обучение в сообществах, где каждый пришедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать и оценивать свой вклад в общее дело. Сеймур Пейперт, помимо всего прочего, ещё создал язык программирования Logo, который помогал детям освоить азы программирования. Мобильное обучение - всего лишь вид дистанционного электронного обучения, характерный именно использованием именно мобильных устройств (планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Мобильные устройства открывают доступ к сетевым образовательным ресурсам из любой точки мира (при наличии подключения к интернету, естественно), возможность общаться с другими и создавать свой собственный контент или проекты. А ещё мобильные устройства прекрасно дополняют те же LMS, предоставляя площадку для быстрой коммуникации между учениками, учителями, преподавателями, студентами и родителями. Моделирование (симуляция) - принципы моделирования и симуляции (интерактивного воссоздания ситуаций реальной жизни) используются давно в медицинском образовании и бизнес-тренингах. Применение симуляции в образовании прекрасно подходит для развития навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика. Неформальное образование - это всё, что выходит за рамки деятельности официальных образовательных учреждений — местный детский кружок лепки из глины, клуб любителей Бродского для взрослых, курсы компьютерной грамотности при администрации района. Иными словами, всё, что создаётся силами энтузиастов для того, чтобы сделать знания и опыт одних доступными другим. Основные отличия неформального образования от формального — гибкая учебная программа, явная прикладная направленность, и, как правило, широкие возможности удалённого обучения. Перевёрнутый класс - попросту говоря, концепция «перевёрнутого класса» предполагает учёбу наоборот: обычно в школу и в аудиторию приходят послушать учителя, а дома выполняют задание; в этой концепции ученики дома знакомятся с учебным материалом (обычно в видеоформате), а в аудитории вместе работают над заданиями и участвуют в обсуждении. Вот четыре шага, чтобы перевернуть класс, и обзор приложений для перевёрнутой модели обучения. Персонализированный подход (адаптивное обучение) - в отличие от индивидуального подхода, где учитель подстраивает учебную программу под личностные особенности ученика, и от дифференцированного подхода, где разные подходы реализуются для групп учеников, персонализированный подход идёт ещё дальше. В зависимости от потребностей и способностей каждого ученика меняется учебный материал, модель обучения, модель оценки и применения знаний. Такой подход стал возможен благодаря масштабному сбору данных о поведении обучающихся и прогрессе их обучения — в тех же MOOC и игровых приложениях. Поток - состояние потока наблюдалось и практиковалось ещё в восточных духовных традициях, но особую популярность в современном обществе этот термин приобрёл благодаря американскому психологу Михаю Чиксентмихайи. Теперь «поток» стараются поймать представители почти всех профессий, связанных с интеллектуальным и творческим трудом — учёные, писатели, художники, дизайнеры, инженеры и разработчики... Если вкратце, состояние потока — это состояние полной включённости в процесс деятельности, психоэмоционального удовлетворения от неё. В потоке работа и учёба становятся эффективней, а мотивация повышается. Об искусстве овладения «потоком» написана автобиографическая книга «Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле». Проблемно-ориентированное обучение - педагогическая стратегия, которая позволяет овладеть предметом изучения через решение реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при этом выступает в роли наставника-консультанта. Почти во всех медицинских вузах США, Канады и Австралии используется именно такой подход. Проектно-ориентированное обучение - метод проектов, основы которого заложил влиятельнейший американский философ-прагматик и педагог Джон Дьюи. Проектная методика предполагает не просто назначение проектов к выполнению и собственно их исполнение, а создание ситуаций, которые будут стимулировать исследовательский и творческий дух учеников. Учитель здесь выступает в роли научного руководителя. Самообучение - всё то, что обычно делается учителем за ученика в традиционном обучении, в системе самообучения берёт на себя ученик — постановку образовательных целей, задач, путей их достижения, выбор учебных материалов. Самообучение с нами на всём протяжении жизни — и в школе, и в вузе, и на работе, и на отдыхе. А разработками методов и теории самообучения занимается направление педагогической мысли под названием хьютагогика. Синхронное обучение - разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, совместная работа над документами, видеоконференции — примеры синхронного обучения. Ситуативное (контекстное) познание - именно это понятие когнитивной науки лежит в основе когнитивного обучения. Здесь познание рассматривается как процесс, который в полной мере запускается только в реальной среде, в контексте конкретной ситуации или комплекса событий. Иными словами, контекстное познание проводит связь между тем, что вы знаете, и тем, что вы можете с этим знанием сделать. Смешанное (гибридное) обучение - образовательная модель, совмещающая цифровую и традиционную формы обучения. При смешанном обучении студенты, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают онлайн. Пока никому неизвестно, какой процент от общего объёма образовательного процесса должен осуществляться в цифровом виде, чтобы иметь право называться «смешанным». Социальный конструктивизм - в рамках этой социопсихологической теории процесс обучения является социальной активной личности, и именно в процессе межличностного взаимодействия происходит индивидуальное обучение. Основная ценность — личный вклад каждого в общую базу знаний. Кстати, в основу этой теории легли идеи великого советского психолога Льва Выготского. Таксономия - самая известная из таксономий в образовательной среде — таксономия Блума. Вообще «таксономия» — это такое дерево классификаций. Таксономия Блума структурировала педагогические цели и задачи, разбив их на три основные сферы: когнитивную (о знаниях и мышлении), аффективную (о чувствах и эмоциях) и психомоторную (о работе руками и инструментами). О таксономии Блума и вообще о проблемах сбора и структурирования данных об учениках мы писали в статье «Почему учителю не нужны BigData». Хьютагогика - отдельная ветвь педагогической мысли, развившаяся из андрогогики, только хьютагогика изучает процесс самостоятельного и непрерывного самообразования в течение всей жизни. Цифровое гражданство - термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все — граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество. | |
Просмотров: 1098 | |
Всего комментариев: 0 | |