Главная » Статьи » Мои статьи |
«Самообразование и саморазвитие как один из путей успешного индивидуального развития учащихся». Включаясь в систему общественных по своей природе отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовоспитанию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. Образ «Я»,- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Движущей силой развития человека, его ценностной ориентации является чувство удовольствия или неудовольствия, побуждающее его к внутренней активности, тем или иным поступкам, решениям, действиям. Еще великий Аристотель отметил, что действия, повлекшее за собой удовольствие, человек стремится воспроизводить вновь и вновь. Учитывая, что не объем усвоенной информации, а способность работать, с ней, не овладение навыками учебной деятельности само по себе, а опыт разработки способов формирования и решения задач в различных областях деятельности обеспечивают социальную успешность личности, основное внимание в организации жизни детей уделяется формированию и развитию этих способностей, которые как известно, складываются в процессе самостоятельной деятельности. Понятно, что при этом в качестве базисной рассматривается учебно-познавательная деятельность на занятиях и вне занятий, которая не исключает, а напротив, активно дополняется другими видами деятельности. Как известно, способности у детей разные, разных результатов они могут достигнуть в разное время и в разных видах деятельности. Поэтому важно- чтобы школьные годы были для каждого, учащегося оптимистичными, чтобы каждый нашел и проявил себя, стал успешным, осознал себя нужным, значимым для других. На сегодняшний день в воспитании школьников означен целый ряд проблем: * слабо выражена мотивация на творческое саморазвитие, самоуправление, самообразование, самостоятельность в решении учебных задач; * уровень воспитанности свидетельствует о том, что у подростков недостаточно сформирована гражданская позиция; * недостаточный уровень развития информационной культуры учащихся. В настоящее время назрела потребность перехода воспитательной системы школы на более высокий уровень - саморазвития системы. Этот переход обусловлен необходимостью решения означенных выше проблем, касающихся качественной подготовки учащихся к самостоятельной жизни, соответствующей современным требованиям. Чтобы учащийся смог реализовать себя в сложившихся на сегодняшний день условиях конкуренции, он должен непрерывно работать над собой, иметь ярко выраженную мотивацию на самообразование и саморазвитие. Под творческим саморазвитием личности понимается деятельность ученика способствующую его позитивному личностному росту, основанному на процессах «самости»; самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации, самосовершенствования. Компетентностный подход в образовании включает в себя результаты обучения как личностные достижения учащихся, систему ценностных ориентаций и мотивов, эстетическую, социальную и поведенческую составляющие. Компетентностный подход позволяет придать школьникам знание о практической направленности, сделать их востребованными в дальнейшей жизни. Кто воздвигнет тебя к небесам? - Только сам. Кто извергнет тебя с высоты? - Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? - Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? - Лишь тобой. Неотъемлемой частью саморазвития и самообразования является самоподготовка. САМОПОДГОТОВКА- это специально отведенное время, место и педагог, позволяющие в обязательном или свободном режиме выполнять домашнее задание. Расширительно, время, отведенное на самоподготовку, может рассматриваться не только как вспомогательное по отношению к учебному процессу, но и как время для выполнения других, не обязательно учебных задач. После или в перерыве учебных занятий ученики могут что-то обсуждать, репетировать, проектировать, поводить малые вечера, встречаться с интересными людьми, делать газеты, выполнять общественно полезные работы. Самоподготовка как институт может быть хорошим поводом для развития реально работающего ученического самоуправления предназначенного как для организации действа, так и для реального участия в содержательной деятельности. Основные направления социально педагогических и креативно познавательных задач: 1. Дифференцированное обеспечение занятости всех детей, а значит возможно решение проблем досуга в комплексном системном виде. 2. Систематизация расписания второй половины дня с учетом индивидуальных занятий учащихся, а секциях, кружках. 3. Использование возможности создания службы «скорой учебной помощи», которая функцианирует под протекторатом заместителя директора по учебному процессу, учителей предметников, а главное ученического самоуправления. 4. Планирование проведение внеплановых мероприятий (декады, конкурсы, соревнования) а так же чествование лучших учащихся по итогам года, олимпиад, смотров и конкурсов. В настоящее время на самоподготовку по режиму дня отведено время с 18. 30- 19.45 и с 20.00- 21.00. Но это не самое благополучное время для подготовки домашнего задания т.к. в вечернее время плохо усваивается материал. В целях формирования улучшения качества было проведено анкетирование. (учащимся было предложено 9 вопросов) 1. Сколько времени ты выполняешь д/з? 2. На какие предметы больше тратишь времени? 3. Проверяют ли работы учителя? 4. Доволен ли ты оценкой за д/р? 5. с каким настроением ты выполняешь д/з? 6. Успеваешь ли ты записывать д/з на уроках? 7. Списываешь часто? 8. Если не выполняешь д/з, что скажешь учителю? 9. Твои предложения по улучшению подготовки д/з? Предлагаем методические рекомендации для учащихся по подготовки домашнего задания: Как правильно и быстро подготовить домашнее задание «на отлично» 1. Возьми план урока и лист с опорным конспектом и с их помощью припомни весь ход урока. На это уйдет не более 3-х минут. 2. Прочти текст на заданных страницах учебника ОДИН РАЗ. Если там встретятся непонятные места, отметь их на полях учебника карандашом аккуратными «птичками» (--) так, чтобы после можно было бы стереть твои знаки резинкой. Ведь этим учебником после тебя будет пользоваться еще не одно поколение учеников. На такую работу уходит примерно от 6 до 9 минут, в зависимости от темпа чтения. 3. Пользуясь опорным конспектом или планом ответа ВСЛУХ сам себе, а еще лучше маме, папе или товарищу, расскажи ответы на вопросы домашнего задания. Это необходимо потому, что нужно привыкнуть рассуждать вслух перед слушающим тебя человеком так, чтобы он понял, что ты ему хочешь объяснить. Эта работа займет поначалу 5- 8 минут, а когда ты научишься свободно излагать вслух свои мысли, специально тренироваться в устном ответе будет уже не нужно и подготовка к домашнему заданию, будет занимать еще меньше времени. 4. Подведем итог: подготовка к уроку заняла у нас от 14 до 20 минут, и можешь быть абсолютно уверен – этого времени вполне достаточно чтобы получить пятерку. Как составить план. 1.Внимательно прочитай название темы плана и отбери из него тот материал, который раскрывает тему. 2. Начинай составлять план тогда, когда уяснил содержание материала в целом. 3. В зависимости от вида плана (простой или развернутый) выбери один из них: а) если план простой, раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко сформулируй их и запиши: б) если план развернутый, соотнеси главные выделенные мысли между собой, запиши их в виде основных пунктов. Как составить план конспект. 1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа). 2. Прочитайте весь текст целиком. 3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них –«основную мысль», озаглавьте их. На основе этого составьте план. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: предложения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана. 4. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта. Как составить сложный план. 1. Внимательно прочитай текст, разбей его на законченные части. 2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли римскими цифрами. 3. В каждой части выдели положения, уточняющие главное. Эти положения (подпункты) озаглавь арабскими цифрами. 4. Подумай, насколько точно заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Предложи свой вариант заголовка. Как составить доклад. 1. Прочти материал учебника по заданной теме. 2. Составь план своего рассказа. 3. Подбери дополнительную литературу по данной теме. 4. Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры диафильмов и т.д. 5. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам. 6. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграммы, таблицы. 7. Во время выступления следи за правильностью речи. 8. Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекаясь на пересказ содержания. Как составить опорный конспект. 1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, выделяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста. 2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте. 3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги. 4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы. 5. Объедините сигналы в блоки. 6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними. 7. Выделите значимые элементы цветом. Как научиться быстро и безошибочно воспроизводить по памяти опорный конспект. 1. Во время работы с опорным конспектом ничто недолжно отвлекать твоего внимания. Вся работа займет 10-13 минут, но при условии ПОЛНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ на ней. Твоего внимания не должны отвлекать ни шум музыки, ни какой-либо иной шум, никакая книжка, рисунки, тетрадки- ничто не должно быть в поле твоего зрения, кроме, листа с опорным конспектом и чистого листка бумаги, на котором ты будешь тренироваться в его написании. Рядом положи несколько цветных карандашей, простой карандаш и резинка. 2. В каждом опорном конспекте есть несколько блоков. Запомнить сразу все трудно. Поэтому нужно разбить эту сложную задачу на ряд более простых. Необходимо сначала запомнить и потренироваться в написании каждого блока в отдельности, а затем всех сразу. На запоминание каждого отдельного блока уйдет в среднем3-5 минут, поэтому, всю работу можно сделать за 10-12 минут. При работе с отдельными блоками нужно неукоснительно следовать правилу- В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИЧЕГО ПОСТОРОННЕГО, В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ БЛОК, СКОТОРЫМ ТЫ РАБОТАЕШЬ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Все остальные блоки, чтобы они не мешали, попав случайно в поле твоего зрения, нужно закрыть листиком чистой бумаги. Изучив один блок и написав его безошибочно, можно переходить к следующему, но изученный теперь тоже закрывается листиком бумаги. Это необходимо, чтобы твоя память работала в максимально благоприятных условиях, чтобы ничто постороннее не отвлекало твоего внимания, не засоряло его. Существует прием, при помощи которого можно поверить себя перед тем, как приступать к рисованию на бумаге: нужно плотно закрыть глаза и представить себе текст этого блока, на который в данный момент направлено твое внимание. Если какое- то слово или значок не выплывает из памяти , значит они плохо запомнились. Тогда открой глаза и , еще раз внимательно посмотри на блок, сосредоточив все внимание на том его элементе, который плохо запомнился. А после этого еще раз проверить себя, закрыв глаза. Теперь картина должна быть полной. Легче всего дается процесс запоминания тогда, когда ученик хорошо понимает связи между словами опорный конспект, между его значками и стрелочками. Если в момент воспроизведения ОК, даже если он что-то случайно забудет, то путем логических рассуждений сможет припомнить забытое. Таким образом, та проблема самообразования и саморазвития является одной из составляющих решения данной темы по созданию культурно- образовательной среды учащихся, их социальной адаптации. Вот вам и замечательная управленческая задача: найти необходимые варианты для решения этого педагогического вопроса. | |
Просмотров: 2136 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |